"Война! Твой горький след - и в книгах, что на полке..."

Основные этапы Великой Отечественной войны
Первый период войны (22 июня 1941-18 ноября 1942 г.):
Оборона Брестской крепости (1941 г.)
Севастопольская оборона (1941-1942 г.г.)
Битва за Москву (1941-1942 г.г.)
Начало Сталинградской битвы (1942-1943 г.г.)

Второй период войны (19 ноября-кон. 1943 г.):
Сталинградская битва (коренной перелом в ходе войны)
Прорыв блокады Ленинграда (1943 г.)
Курская дуга (1943 г.)

Третий период войны (янв. 1944-9 мая 1945 г.):
Освобождение стран Европы
Берлинская битва (16 апреля-8 мая 1945 г.)
Безоговорочная капитуляция Германии

Количество погибших: 28 миллионов советских людей

Полководцы Великой Отечественной:

 Итоги войны:
1. Защита государственной независимости Советского Союза.
2. Избавление человечества от угрозы фашистского порабощения.


Художественная литература о войне:
1.    Алексиевич С.А. У войны – не женское лицо / С.А. Алексиевич. – М. : Пальмира, 2004. – 317 с.
2.    Астафьев В.П. Звездопад : повесть / В.П. Астафьев. – М. : Современник, 1984. – 80 с.
3.    Астафьев В.П. Пастух и пастушка : современная пастораль / В. Астафьев. – Горький : ВВКИ, 1985. – 383 с. – (Содерж.: Навеки – девятнадцатилетние : повесть / Г. Бакланов. Альпийская баллада : повесть / В. Быков).
4.    Богомолов В.О. Момент истины (В августе сорок четвертого…) : роман / В.О. Богомолов. – М. : Дет. лит., 1986. – 429 с.
5.    Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы : повести / Ю.В. Бондарев. – М. : Современник, 1984. – 336 с.
6.    Быков В. Сотников : повесть / В. Быков. – М. : Дет. лит., 1982. – 175 с.
7.    Васильев Б.Л. А зори здесь тихие… : повесть / Б.Л. Васильев. – М. : Дет. лит., 1987. - 141 с.
8.    Воробьев К.Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К.Д. Воробьев. – М. : Дет. лит., 2002. – 286 с.
9.    Казакевич Э.Г. Звезда / Э.Г. Казакевич // Казакевич Э.Г. Весна на Одере. – М., 1988. – С. 417-489.
10.Некрасов В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. – М. : Эксмо, 2005. – 512 с.
11.Платонов А.П. Одухотворенные люди / А.П. Платонов // Платонов А.П. Государственный житель : проза, ранние сочинения, письма. – Минск, 1990. – С. 578-610.
12.Фадеев А.А. Молодая гвардия / А.А. Фадеев. – Л. : Лениздат, 1982. – 285 с.

Материалы в помощь учащимся для восприятия,
истолкования, оценки произведений:
Статьи из журналов:
1.    Гребенкина Л. Мы помним… : [уроки внеклассного чтения о войне] / Л. Гребенкина // Литература. – 2010. – 16-30 июня (№ 12). – С. 13-15.
2.    Косинова И.Д. Над любовью война не властна : [опыт читательской интерпретации повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»] / И.Д. Косинова // Литература в школе. – 2009. - № 6. – С. 38-41.
3.    Лаури Н.М. Урок по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» / Н.М. Лаури // Литература в школе. – 2005. - № 5. – С. 24-28.
4.    Мушкина Е. «Это было в Краснодоне, в грозном зареве войны…»! : [история создания «Молодой гвардии» А. Фадеева] / Е. Мушкина // Родина. – 2008. - № 2. – С. 113-120.
5.    Перевалова С.В. Сталинград – «пылающий адрес войны» : [русская литература о Сталинградской битве] / С.В. Перевалова // Литература в школе. – 2009. - № 4. – С. 8-13.
6.    Семакова Л.В. Битва под Москвой в истории и «лейтенантской» прозе : [жестокая правда войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»] / Л.В. Семакова // Литература в школе. – 2008. - № 4. – Прил. Уроки литературы. – С. 6-9.
7.    Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы / Ю.И. Сохряков // Литература в школе. – 2006. - № 5. – С. 18-20.
8.    Учамбрина И.А. «Возвращение на круги своя» : [урок по повести В.Л. Кондратьева «Отпуск по ранению»] / И.А. Учамбрина // Литература в школе. – 2007. - № 5. – С. 31-35.
9.    Фролова Г.А. Три «Звезды» : [опыт сопоставления экранизаций повести Э. Казакевича «Звезда»] / Г.А. Фролова // Литература в школе. – 2007. - № 4. – С. 36-37.
10.Черников А.П. Величие подвига : проблема нравственного выбора в прозе второй половины XX-XXI века о Великой Отечественной войне / А.П. Черников // Литература в школе. – 2011. - № 4. – С. 2-5.
11.Чернова Л.Н. «Кто-то родом из детства…я – из войны» : [о рассказе В.М. Шукшина «Далекие зимние вечера»] / Л.Н. Чернова // Литература в школе. – 2009. - № 4. – С. 32-34.
12.Ясенева Т.А. Во имя жизни : [анализ рассказа А. Платонова «Одухотворенные люди»] / Т.А. Ясенева // Литература в школе. – 2011. - № 4. – С. 35-38.
  

Вопросы для размышления после прочтения книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
1. Почему Васков отправился преследовать диверсантов только с пятью девушками-бойцами?

2. Как ведут себя в экстремальной ситуации Гурвич, Осянина, Комелькова? Как вы оцениваете их поведение?

3. Как Васков проявил свой характер при преследовании врагов? Можно ли утверждать, что он «отец солдатам»?

4. Справедливо ли самообвинение Васкова в том, что он не сберег девушек?

5. Почему повесть Васильева не заканчивается описанием победы над врагом? Какую смысловую нагрузку несет в себе эпилог?


Литература:

Гребенкина Л. Мы помним… : [уроки внеклассного чтения о войне] / Л. Гребенкина // Литература. – 2010. – 16-30 июня (№ 12). – С. 13-15. – Прил. к газ. «Первое сентября». 


Вопросы для размышления после прочтения книги А. Платонова «Одухотворенные люди»
1. Какой реальный эпизод Великой Отечественной войны положен в основу произведения А. Платонова?

2. Какая улица в Канавинском районе Нижнего Новгорода названа в честь одного из героев-моряков, ставших персонажами рассказа Платонова?

3. Каковы истоки подвига героев Платонова? Что для них входит в понятие Родина?

4. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Одухотворенные люди»? 


Вопросы для размышления после прочтения повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»
1. Почему жанр своего произведения автор определил словом «пастораль»?
2. Кому из героев Астафьев посвящает трогательные строки, воспевающие любовь: «руки их не смогли разнять, решили, что так тому и быть – вместе не веки вечные»?
3. В ком из героев автор увидел «умение достойно нести в себе страдание и охранять остальных людей от него»?
4. Что, по мнению Астафьева, является единственной ценностью в мире?
5. В чем состоит особенность авторского взгляда на войну в повести?


Вопросы для размышления после прочтения книги Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»
1. Кто из героев повести Бондарева проходит испытание самым тяжелым жгучим чувством – чувством одиночества? «И зачем я еще живу, когда все погибли?»
2. Что помогает «беспощадно властному», «холодному» полковнику Иверзеву найти истинный путь спасения человечности в человеке?
3. Насколько важно для героев повести умение замечать красоту окружающего мира в условиях войны?
4. Нужна ли на войне ложь во спасение, например, такая, которой воспользовался Ермаков?


Материал подготовила зав. сектором библиотеки им. Блока М.В. Бреднева.
     


Старшеклассники читают о войне


 «А зори здесь тихие» - лирическая повесть Бориса Васильева о героизме советских людей на фронте в годы Второй Мировой войны.
Идея повести - трагическое несовместимое сочетание «женщина и война». Нет, женщины созданы не для того чтобы воевать, но они воюют, отдавая без оглядки свои жизни, грудью защищая своих детей, вставая на одну ступень с мужчинами.
«…Нету здесь женщин! – крикнул комендант и даже слегка пристукнул ладонью по столу, - Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится. Все в среднем роде ходить будем…»
Повесть покоряет своей удивительной чистотой нравственного чувства, пропитана товариществом, смелостью, мужеством, героизмом и огромным желанием избавиться навсегда от ненавистного врага.
Соколова Полина, 8 «Г» кл.

Богомолов В. Повесть «Иван»
«Иван» - повесть о двенадцатилетнем мальчике. Взрослые с ним сдержаны, ласковые слова мало уместны: нельзя же жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему предстоит  рисковать жизнью… И ничего нельзя с этим поделать, ничего нельзя изменить. Ивана не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить по - детски, пока это страшное не будет уничтожено. И он снова и снова уходит в тыл врага. Богомолов показывает то, что детям на войне делать нечего, а если там нашлось им дело, то это несчастье, беда, повода для восхищения и подражания тут нет.
Конец повести переворачивает душу, заставляет сопереживать всем, кто не вернулся с той войны. А мы, ныне живущие дети, должны помнить и чтить тех, кто отдал свои жизни ради мира на Земле!
Советую своим ровесникам прочитать эту повесть.
Наумов Алексей,  8 кл.



 Полевой Б. «Повесть о Настоящем Человеке»
Одна из моих любимых книг – «Повесть о Настоящем Человеке», написанная Борисом Полевым. События происходят в годы Великой Отечественной Войны. Главный герой – Алексей Мересьев. В одном из воздушных боёв  зимой 1942 года, его самолёт был сбит немецкими воздушными асами далеко от линии фронта. Добираться до своих, тяжело раненому Алексею, пришлось несколько недель без еды и воды. Много испытаний выпало на долю этого человека. И даже  потеряв обе ноги, он продолжал громить фашистов до конца войны.
Осокин Роман, 8 кл.



Моя любимая книга автора Бориса Васильева под названием «Завтра была война».
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних мальчишек и девчонок появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
             Все эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они совершить что-то достойное.
            В конце повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли.   
                                                                                              Роговая Катя, 8 «Г» кл.

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Это история о фашистской Германии и войне пожирающей людей, судьбы, детство. Но совсем с другого ракурса. В ней нет никаких подробностей связанных с войной: крови, жестокости, насилия…
Это история о 9-летнем наивном, добром, непонимающем, что происходит вокруг и живущем по «хорошую» сторону сетки концлагеря, немецком мальчике Бруно, о войне его глазами, о его отце - фашистском генерале и о неизбежных последствиях каждого нашего поступка.
Для Бруно Вторая мировая война - не трагедия человечества и не победное шествие родного народа над всеми остальными, а досадное неудобство, ломающее привычный уклад жизни.
Роман написан очень простым языком и читается очень легко, что не свойственно книгам о войне.
Я бы назвала это самой легкой книгой на самую тяжелую тему…
Книга, совершенно точно, не оставит Вас равнодушным!
Кондратьева Анастасия, 8 кл.


Собалев Л. "Зелёный луч"
1943 год. Крымское побережье. В районе Ялты происходит что-то странное: ни одна из высадившихся здесь групп советских разведчиков не вернулась в назначенный срок. Но командованию необходимы сведения о враге. Перед сторожевым катером "0944" поставлена задача - выяснить, что случилось с разведчиками и привезти данные. Новую группу ночью высаживает на берег шлюпка. Чтобы шлюпка не сбилась с курса в полной темноте, на катере зажигают зелёный луч. В книге описываются не только военные действия, но и отношения между людьми. Для молодого и неопытного капитана катера это первое ответственное задание, и ему приходится находить общий язык со своей бывалой командой? Смогут ли решить герои поставленные перед ними задачи? Ответ читайте в книге.

Орлова Елизавета, 8 кл.




 Я, Сокурова Анна, читатель библиотеки им. М. Цветаевой, прочитала книгу автора Василия  Смирнова «Зина Портнова ». Автор собрал большой материал о маленькой подпольщице, ее родных и близких, сумел правдиво рассказать о короткой, но яркой жизни Зины, ее участии в борьбе с фашистскими захватчиками. Мне очень понравилась книга,  и я написала сочинение о герое Советского Союза Зине Портновой.
" Маленькие дети большой войны"
       Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы и зацветает сирень, наступает святой для нашей Родины день - День Победы. Мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над фашистскими захватчиками, вспоминаем героев – живых и павших.  
         Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной. Когда началась война, в боевой  строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к  приключениям? Ответственность за судьбу своей Родины? Ненависть к оккупантам? Наверное, всё вместе. Они были и моими  ровесниками, и  чуть постарше или чуть помладше. Жизнь детей  в годы войны была суровой, особенно тех, кто принимал участие в боевых действиях. Они совершили истинный подвиг. Родина отметила этих ребят высшей наградой, присвоив им звание- Герой Советского Союза. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Это пионеры-герои Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей, Боря Цариков, Володя Дубинин. Многие из них не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни, но о них рассказано в книгах, сняты фильмы.
       Во время Великой Отечественной войны против фашистов действовала целая армия ребят. Это было поразительное мужественное « движение»!
      
Зина Портнова
 Я хочу рассказать о подвиге пионера-героя Зине Портновой.
    Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой  Галей  на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи  (Белоруссия). Ей было пятнадцать… Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров.  И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию – отравила более ста гитлеровцев. Её могли схватить сразу, но за ней стали следить. К тому времени она уже была связана с Обольской подпольной  организацией «Юные мстители». Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд.
        Как-то ей поручили разведать численность и род войск в районе Оболи. В другой  раз- уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи… После выполнения очередного задания её схватили  каратели. Долго пытали. Во время одного из допросов девушка, едва следователь отвернулся, схватила  со стола пистолет, которым он ей только что угрожал, и застрелила его.
    Выскочила в окно, сразила выстрелом часового и бросилась к Двине. За ней кинулся другой часовой. Зина, спрятавшись за кустом, хотела уничтожить его, но оружие дало осечку…                                                                 Потом её уже не допрашивали.  Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой,  мужественной, несгибаемой.
         13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
         А  ведь до войны это были самые обыкновенные подростки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и  колени.  Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
        Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается  в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
        Великая Отечественная  война  принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сёл. Уничтожила миллионы людей. Лишила  тысячи ребят родителей. Это была одна из самых  страшных войн в истории нашей страны. Забывать об этом никак нельзя!
       Роберт  Рождественский написал стихотворение, строками из него я хочу закончить своё сочинение.
        Помните! Через века,  через  года,- помните!
        О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!